«Память» Николая Гумилёва
«Память» - это, пожалуй, моё самое любимое стихотворение гениального русского поэта Николая Степановича Гумилёва. Николай Гумилёв умер очень рано – всего в 35 лет, но, честно говоря, у меня не поворачивается язык сказать, что судьба его чем-то обделила. Он явил миру благородное и утончённое лицо русской поэзии, которым люди не перестают любоваться и по сей день. Пока русский язык, на котором писал Гумилёв, будет оставаться понятным для последующих поколений, пока эволюция языка не изменила его настолько, что люди уже перестали бы понимать выдающиеся стихи автора, до тех пор литературная слава поэта будет греметь в народе, завоёвывая и завоёвывая всё новых поклонников.
Автор – это исключительно мудрый и глубокий поэт. Стихотворение «Память» было любимым для графини Александры Николаевны Доррер, а ведь она была исключительно умной и образованной женщиной и было ей в те времена, когда она восторгалась творчеством Гумилёва аж 80-90 лет. Выходит, что мудрость и жизненное всепонимание 30-летнего поэта сравнимо с мудростью 90-летней умной женщины? Я прекрасно помню, как мы друг другу декламировали это стихотворение. Александра Николаевна, читая его, как-то по-особому просветлялась. Её лицо начинало светиться тихим и прекрасным светом, светом, каким только и может светиться лицо человека прозревающего какие-то неведомые, почти потусторонние дали, прекрасные и неведомые миры, которые начинала чувствовать и осязать душа этой духовно глубокой женщины.
В этом стихотворении автор отвечает на вопрос: а зачем вообще рождается и живёт человеческая душа и куда она уходит после смерти? Это стихотворение написано в духе классического русского символизма. Поэт показывает нам, своим читателям, что человек рождён и живёт для того, чтобы созидать и совершенствоваться, чтобы постигать новое, учиться и любить. Постижение красоты и мудрости этого мира – вот главная задача людей. И автор в этом совершенно прав.
В этом стихотворении автор изображает все стадии развития человеческой души, все стадии жизни души поэта. Это чем-то напоминает стадии развития бабочки: сначала противная гусеницы, похожая на змею, потом куколка, потом прекрасная бабочка с красивыми яркими крыльями и причудливыми усиками. Автор метко заметил: за время своей долгой жизни человеческая душа претерпевает сложную и многоступенчатую эволюцию. Сначала он ребёнок – тонкий и наивный, которому кажется, что везде волшебство и сказочность, потом он – поэт: полновластный властитель вселенной величиной с коврик у кровати; потом он – воин, гордый своими подвигами; и наконец – он: монах и мудрец, знающий мир, многое постигший и многое понявший. Не нас ли самих изображает Николай Степанович в «Памяти»? Мне это стихотворение очень близко. Это шедевр, одно из немногих стихотворений, являющихся самым гениальным за всю историю человеческой цивилизации. И это – не преувеличение. Прочтите, дорогой читатель сайта «Древо Поэзии» эту прекрасную вещицу и прочувствуйте до самых потаённых глубин своей души, как это стихотворение прекрасно.
Павел Иванов-Остославский.
Память
Только змеи сбрасывают кожи,
Чтоб душа старела и росла.
Мы, увы, со змеями не схожи,
Мы меняем души, не тела.
Память, ты рукою великанши
Жизнь ведешь, как под уздцы коня,
Ты расскажешь мне о тех, что раньше
В этом теле жили до меня.
Самый первый: некрасив и тонок,
Полюбивший только сумрак рощ,
Лист опавший, колдовской ребенок,
Словом останавливавший дождь.
Дерево да рыжая собака,
Вот кого он взял себе в друзья,
Память, Память, ты не сыщешь знака,
Не уверишь мир, что то был я.
И второй... Любил он ветер с юга,
В каждом шуме слышал звоны лир,
Говорил, что жизнь — его подруга,
Коврик под его ногами — мир.
Он совсем не нравится мне, это
Он хотел стать богом и царем,
Он повесил вывеску поэта
Над дверьми в мой молчаливый дом.
Я люблю избранника свободы,
Мореплавателя и стрелка,
Ах, ему так звонко пели воды
И завидовали облака.
Высока была его палатка,
Мулы были резвы и сильны,
Как вино, впивал он воздух сладкий
Белому неведомой страны.
Память, ты слабее год от году,
Тот ли это, или кто другой
Променял веселую свободу
На священный долгожданный бой.
Знал он муки голода и жажды,
Сон тревожный, бесконечный путь,
Но святой Георгий тронул дважды
Пулею нетронутую грудь.
Я — угрюмый и упрямый зодчий
Храма, восстающего во мгле,
Я возревновал о славе Отчей,
Как на небесах, и на земле.
Сердце будет пламенем палимо
Вплоть до дня, когда взойдут, ясны,
Стены нового Иерусалима
На полях моей родной страны.
И тогда повеет ветер странный —
И прольется с неба страшный свет,
Это Млечный Путь расцвел нежданно
Садом ослепительных планет.
Предо мной предстанет, мне неведом,
Путник, скрыв лицо: но все пойму,
Видя льва, стремящегося следом,
И орла, летящего к нему.
Крикну я... Но разве кто поможет, —
Чтоб моя душа не умерла?
Только змеи сбрасывают кожи,
Мы меняем души, не тела.
«Песенка о пехоте» Булата Окуджавы.
Культовый в своё время поэт и бард Булат Окуджава является автором «Песенки о пехоте». Это стихотворение очень образно. Когда я его читаю, перед моими глазами возникают различные зрительные образы, различные картины фронтового житья-бытья. Вот просёлочная дорога, не имеющая ни начала, ни конца. По ней идёт длинным строем маршевая колонная пехоты. На солдатах уложенные в скрутку через плечо шинели. Жара. В поле сохнут и вянут травы. Голубые и синие полевые цветочки колышутся на ветру. Лютики и незабудки… Стрелковая часть идёт усталая. Солдаты покуривают самокрутки. Офицеры негромко разговаривают между собой, вспоминая свою, простую и такую насыщенную каждодневными заботами, довоенную жизнь. Курят и вспоминают своих жён. Простые радости – а что ещё остаётся человеку на передовой? Карабины и трёхлинейки перекинуты через плечо… ППШ на шеях у офицеров… ТТ в кобуре… На гимнастёрках редкие ордена и медали.
Другая картина. Окопы, в которых сидят солдаты. Ждут атаки. Напряжённые и суровые лица… Безрадостные выражения глаз… На лице твёрдость, воля, обречённость, решимость победить или умереть… Один солдат вставляет обойму с патронами в винтовку, другой прицеливается в воображаемого противника из готового к бою ручного пулемета. «Дегтярёв» начищен до блеска, с новеньким диском. Курят махорку, одевают каски. Скоро атака. Офицеры собрались в землянке. Они обсуждают, склоняясь над картами, обстоятельства предстоящего боя. Лица напряжённые и суровые. Высоту надо взять во что бы то ни стало. Для многих из них здесь – родная земля, на которой они родились, и прожили всю свою жизнь… аж до 18 или 20 или даже до 30 лет. Ожидание… Через несколько минут начнётся артподготовка. Гаубицы и «Катюши» буду выбрасывать в серое небо свои огненные сгустки ненависти к врагу… Ракеты будут лететь с воем священной ярости и презрения к фашисту… Потом всё стихнет. В звенящей тишине раздастся звонкий голос молоденького взводного: «Бойцы, примкнуть штыки! За мной в атаку! Вперёд!!!». Он вырвется на бруствер окопа, выхватит из кобуры свой ТТ, и побежит вперед, увлекая за собой своих солдат. «Ура!!!» - прогремит по всему фронту. И ринутся неудержимой лавиной бойцы-пехотинцы вперёд…
В заключение своего стихотворения поэт пишет: «И только одно отрывает от сна: куда ж мы уходим, когда за спиною бушует весна?». И действительно: куда мы уходим? Мы – мужчины – на руках и мозгах которых держится всё мощное здание русской государственности и русского общества? Мы уходим, чтобы победить или умереть. «Aut vincere, aut more» - древний девиз гладиаторов, конкистадоров, воинов. Мужчины защищали свой род, чтобы дать жизнь грядущим поколениям. Так всегда было и всегда будет. Булат Окуджава написал это стихотворение, уча молодёжь мужественности, воинской доблести и самопожертвованию. Хотя, данное стихотворение ещё и очень лиричное и душевное. Написано мастерски.
Павел Иванов-Остославский.
Песенка о пехоте.
Простите пехоте,
что так неразумна бывает она:
всегда мы уходим,
когда над Землею бушует весна.
И шагом неверным
по лестничке шаткой
спасения нет.
Лишь белые вербы,
как белые сестры глядят тебе вслед.
Не верьте погоде,
когда затяжные дожди она льет.
Не верьте пехоте,
когда она бравые песни поет.
Не верьте, не верьте,
когда по садам закричат соловьи:
у жизни и смерти
еще не окончены счеты свои.
Нас время учило:
живи по-походному, дверь отворя.
Товарищ мужчина,
а все же заманчива доля твоя:
весь век ты в походе,
и только одно отрывает от сна:
куда ж мы уходим,
когда за спиною бушует весна?
Письмо матери Сергея Есенина.
Это стихотворение, посвящённое самому родному и дорогому существу на белом свете – матери, находится в русской литературе на особом счету. Никто, наверное, из известных русских поэтов не написал о своей маме настолько нежно и тепло. Сергей Александрович проникся такой любовью к ней, что эта любовь сполна передалась лирическому альтер эго автора. Это стихотворение служит блистательным примером тому, как надо относиться к своей маме – к женщине, которая родила, вскормила и воспитала каждого человека. Вот кто чувства добрые лирой пробуждает, так это поэт в данном шедевре стихотворства. В наше время распалась связь времён и поколений. Дети ненавидят своих родителей, а родители не понимают детей. Сейчас, когда феминизм, фашизм и дурной художественный вкус пустили свои ядовитые корни в душах многих людей, это стихотворение Есенина возвращает нас к святым и прекрасным заветам старины. Нравственный облик людей прошлого, воспитанных на вековечных русских ценностях, на Православии, Самодержавии и Народности, был куда привлекательнее, чем посиневшая от пьянства и разврата физиономия современного человека. Никто не сделает человеку столько добра в жизни, как родная мать. Все остальные будут относиться равнодушно, даже враждебно. Коллеги по учёбе и работе будут всячески притеснять по причине естественной конкуренции, которая есть в каждом социуме. Женщина будет хотеть от человека только денег и других материальных благ. Она постепенно станет врагом, и человек, вдруг в один совершенно не прекрасный момент, узрев её страшноватую физиономию, в ужасе отшатнётся. Дети и внуки будут хотеть только денег, решая за счёт человека свои личные, часто глубоко чуждые ему интересы. Соседи вечно будут зариться на лишний метр общего коридора. Случайные прохожие будут равнодушны. Так, где же и в ком же надо искать человеку защиту от этого страшного мира? Кто же нас согреет и приголубит, пожалеет и даст мудрый совет? Только мама… У кого она есть. А если она уже ушла в мир иной? Это страшно! Тогда Вы, уважаемый человек, считайте, остались в полном одиночестве. Тогда Вы по-настоящему стали взрослым человеком… Увы… Вот тогда-то Вы и вспомните свою единственную маму добрым словом… Но, как говорят французы: «Что имеем, не храним, потерявши, плачем… ». Так заботьтесь о своей маме, любите её! У Вас всё равно никого и никогда больше не будет из близких людей. Ну, разве что отец. Но, мужчины в наше время живут мало, до обидного мало… Спасибо Сергею Есенину, что он так мастерски и душевно написал это стихотворение! Оно человека делает человеком в высшем смысле этого слова!
Павел Иванов-Остославский.
Письмо матери Сергея Есенина.
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось,—
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
<1924>
Питомец славы незабвенный: Денис Давыдов.
При мысли о замечательном русском поэте «Золотого Века» Денисе Васильевиче Давыдове я сразу вспоминаю блистательный фильм «Эскадрон гусар летучих», где главную роль сыграл отличный актёр Андрей Ростоцкий. И вправду, образ прославленного поэта и офицера предстаёт перед нами в исключительно привлекательном свете. Ну, а разве может быть иначе? Денис Давыдов был вовсе не только превосходным автором: он был и храбрым гусарским полковником, и очень удачливым партизанским генералом. Для нас – людей, живущих в 21 веке, поэт навсегда останется одним из символом блистательной эпохи, наравне с Пушкиным, князем Голинищевым-Кутузовым, графом Ожеровским, князем Багратионом, светлейшим князем Барклаем-де-Толли, с генералом Кутайсовым, с Надеждой Дуровой и с самим Государем Александром Благославенным. Богу было угодно начать, продлить и оборвать прекрасную жизнь поэта в эпоху наивысшего величия и процветания России: во времена существования Российской Империи. Князь, канцлер Безбородко говаривал: «Без нашего дозволения не одна пушка в Европе выпалить не смела». Вот как было!
В стихотворении «Я люблю кровавый бой, я рождён для службы царской… » автор рисует восхитительный образ рубаки-гусара, которому были хорошо известны, и ратные подвиги, и весёлое похмелье в компании таких же кавалеристов-сорви голов, как он сам, и любовь юных дев. А кому же должна достаться нежность и забота юных прелестниц, как не такому бравому молодцу, защитившему Отечество и русский народ от варварских полчищ Наполеона?! Кстати, о Наполеоне. Он, вопреки, распространённому мифу, не был столь гениальным полководцем и светским львом. Таким красивым сделали его образ Западноевропейские СМИ. Наполеон благодаря своей сверх-мощной власти объединил Европу под своим скипетром и скипетром своих многочисленных родственников и сподвижников, посаженных им на различные престолы по всей Западной Европе. Уже тогда были силы, заинтересованные создать Евросоюз под предводительством Франции. Конечно, Наполеон де Буонапарте – не Гитлер. Всё-таки в нём была искра благородства. Он был дворянином в четвёртом поколении. Но наполеоновская армия творила в России такой же беспредел и разбой, как и все другие иноземные полчища, вторгавшиеся на русскую землю. Лирическое альтер эго поэта не хочет умирать под балдахином в окружении родственников и прислуги. Обстановка невыносимой скорби и печали, которая свойственна семье умирающего человека, будит в нем стремление погибнуть в бою. Только настоящий мужчина и гусар способен так самозабвенно любить своё Отечество и Царя, и так ненавидеть домашний унылый покой. Пусть в постели умирают штатские: настоящий боевой офицер будет искать смерти в бою.
В стихотворении «Поэтическая женщина» автор описывает различные перипетии любви. И эти обстоятельства удивительно похожи на современные, теперешние. Женщина в этом стихотворении холодна, восторженна, надменна, она даёт отпор мужчине и привлекает его, она играет мужским сердцем, как цирковой жонглер пылающими кольцами. Уже тогда были такие женщины, которые могли сделать с мужчиной всё, что угодно… Помните, дорогой читатель сайта «Древо Поэзии», как говаривала тётушка Чарлей, приехавшая из страны, где живёт много-много диких обезьян: «Мы – женщины – можем делать с мужчинами всё, что угодно!». При этом она делала довольную и кокетливую улыбочку, означавшую и лукавство, и властность, и корысть… Такие вот тётушки и девушки существовали и в эпоху Дениса Давыдова.
В стихотворении Элегия 4 тема ратного подвига за Отечество и тема любви объединяются. Поэт философски рассуждает о бренности человеческих почестей и славы, даже славы фронтовой. Он вспоминает прекрасную Лизу, с которой, вероятно, провёл много счастливых минут. «За тебя ещё восстану и другую смерть найду!»,- пишет автор в конце данного стихотворения. Но, думаю, что восстанет прекрасный поэт не только за Лизу и за других очаровательных прелестниц, которых когда-то знал, но и за нас всех. Денису Давыдову не знать смерти, во всяком случае, смерти литературной. Слава этого поэта и героя Отечественной войны 1812 года будет вечно греметь в его стихах и в описаниях его ратных подвигов, совершённых на поле брани. Пока русские люди помнят ту войну и пока они ощущают себя великим имперским народом, отстоявшим свою честь и независимость на фронтах всех войн, имя замечательного поэта не будет предано забвению.
Павел Иванов-Остославский.
ПЕСНЯ
Я люблю кровавый бой,
Я рожден для службы царской!
Сабля, водка, конь гусарской,
С вами век мне золотой!
Я люблю кровавый бой,
Я рожден для службы царской!
За тебя на черта рад,
Наша матушка Россия!
Пусть французишки гнилые
К нам пожалуют назад!
За тебя на черта рад,
Наша матушка Россия!
Станем, братцы, вечно жить
Вкруг огней, под шалашами,
Днем - рубиться молодцами,
Вечерком - горелку пить!
Станем, братцы, вечно жить
Вкруг огней, под шалашами!
О, как страшно смерть встречать
На постели господином,
Ждать конца под балдахином
И всечасно умирать!
О, как страшно смерть встречать
На постели господином!
То ли дело средь мечей!
Там о славе лишь мечтаешь,
Смерти в когти попадаешь,
И не думая о ней!
То ли дело средь мечей:
Там о славе лишь мечтаешь!
Я люблю кровавый бой,
Я рожден для службы царской!
Сабля, водка, конь гусарской,
С вами век мне золотой!
Я люблю кровавый бой,
Я рожден для службы царской!
1815
ПОЭТИЧЕСКАЯ ЖЕНЩИНА
Что она? - Порыв, смятенье,
И холодность, и восторг,
И отпор, и увлеченье,
Смех и слезы, черт и Бог,
Пыл полуденного лета,
Урагана красота,
Исступленного поэта
Беспокойная мечта!
С нею дружба - упоенье...
Но спаси, Создатель, с ней
От любовного сношенья
И таинственных связей!
Огненна, славолюбива,
Я ручаюсь, что она
Неотвязчива, ревнива,
Как законная жена!
1816
ЭЛЕГИЯ IV
В ужасах войны кровавой
Я опасности искал,
Я горел бессмертной славой,
Разрушением дышал;
И, в безумстве упоенный
Чадом славы бранных дел,
Посреди грозы военной
Счастие найти хотел!..
Но, судьбой гонимый вечно,
Счастья нет! подумал я...
Друг мой милый, друг сердечный,
Я тогда не знал тебя!
Ах, пускай герой стремится
За блистательной мечтой
И через кровавый бой
Свежим лавром осенится...
О мой милый друг! с тобой
Не хочу высоких званий,
И мечты завоеваний
Не тревожат мой покой!
Но коль враг ожесточенный
Нам дерзнет противустать,
Первый долг мой, долг священный
Вновь за родину восстать;
Друг твой в поле появится,
Еще саблею блеснет,
Или в лаврах возвратится,
Иль на лаврах мертв падет!..
Полумертвый, не престану
Биться с храбрыми в ряду,
В память Лизу приведу...
Встрепенусь, забуду рану,
За тебя еще восстану
И другую смерть найду!
1816
«Пошли нам, Господи, терпенья… »
Данное стихотворение не имеет однозначного авторства. Одни литературоведы полагают, что его написал Сергей Сергеевич Бехтеев – талантливый поэт-монархист, гвардейский и белый офицер. Другие уверены, что оно принадлежит перу Её Императорского Высотчества Великой Княжны Ольги Николаевны – дочери последнего русского императора Николая Второго.
Попробуем определить авторство по косвенным данным. По психологической энергетике, которая заложена в это стихотворение. Я много на своём веку прочёл различных стихов, написанных как мужчинами, так и женщинами. Я считаю, что стихи различных по половой принадлежности авторов несут на себе печать их гендерно специфического сознания и подсознания.
Сергей Бехтеев был боевым офицером прошедшим не одну войну. Мы знаем многие его стихи. Они мужественны. В них присутствует чисто мужской дух: твёрдый, воинственный, знающий красоту ратного подвига. По своему менталитету Сергей Сергеевич мужчина на все триста процентов, как говорится. Что же мы видим в настоящем стихотворении?
В нём нет ноток мужественности, силы и воинского подвига. Помните, дорогой читатель сайта «Древо Поэзии», как на подобную тему выглядит стихотворение, написанное Иваном Савиным: «Любите врагов своих! Боже… ». Это бесконечно мужественное стихотворение. По нему очень заметно, что Иван Иванович был боевым солдатом, что он участвовал во многих грозных сечах, бился с большевистской нечистью не на жизнь, а на смерть. В стихотворении же «Пошли нам, Господи, терпенья… » ничего этого нет. Разве Бехтеев не написал бы мужественное, боевое стихотворение? Написал бы! Но, может быть, он находился в смиренном расположении духа? Может замечательный поэт-беломонархист в момент написания стихотворения испытывал, куда в большей степени религиозные чувства, чем воинственные? Может быть, но я в это не верю. Стихотворение написано женщиной. И даже совсем юной девушкой, не знающей ещё всего ужаса и кошмара нашей человеческой жизни. Оно очень литературно и эмоционально абстрагировано от реальности. То есть: авторство его я отдал бы Великой Княжне Ольге Николаевне. Род Романовых дал России и русскому народу не только блистательных Самодержцев и государственных деятелей, но и поэтов: К.Р., Владимира Палия и, теперь, это ясно, Великую Княжну Ольгу Николаевну.
Чтобы окончательно убедить читателей в своей правоте, я представляю здесь стихотворения Сергея Бехтеева, которые точно принадлежит его перу.
У Креста
Шумит народ, тупой и дикий,
Бунтует чернь. Как в оны дни,
Несутся яростные крики:
"Распни Его, Пилат, распни!
Распни за то, что Он смиренный,
За то, что кроток лик Его.
За то, что в благости презренной
Он не обидел никого.
Взгляни - Ему ли править нами,
Ему ли, жалкому, карать!
Ему ли кроткими устами
Своим рабам повелевать!
Бессилен Он пред общей ложью,
Пред злобой, близкой нам всегда,
И ни за что к Его подножью
Мы не склонимся никогда!"
И зло свершилось! Им в угоду
Пилат оправдан и омыт,
И на посмешище народу
Царь оклеветан... и... убит!
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Нависла мгла. Клубятся тени.
Молчат державные уста.
Склонись, Россия на колени
К подножью Царского Креста!
Двуглавый Орел
Посвящается Его Императорскому Высочеству
Великому Князю Николаю Николаевичу
На бой последний, бой кровавый,
За честь и счастье всех племен,
Зовет бойцов Орел Двуглавый
Под сени Царственных знамен.
Туда, где годы рушат веки,
Где бродит смерть среди степей,
Где льются огненные реки
В кровавом скрежете цепей.
Все ближе, ближе день великий!
И, под немолчный звон церквей,
В священный гимн сольются клики
Поднявших меч богатырей.
Воспрянь, ликуй, душа героя!
Пришла пора скорбей и зол,
Тебя зовет на праздник боя
Наш старый. Царственный Орел.
Вперед! Победными стопами,
Молитву жаркую творя,
Вперед, с заветными словами -
"За Русь, за Веру, за Царя!"
Воспрянь, народная стихия!
Проснись, угасший дух веков,
Стряхни, свободная Россия,
Вериги каторжных оков!
Сердца и мысли окрыляя,
Нас поведет в последний бой,
Очами грозными сверкая,
Герой с увенчанной главой.
И не сдержать волны народной
Ее испуганным врагам:
Россия будет вновь свободной,
И мир падет к ее ногам.
Уж близок день, не за горами
Давно желанная пора;
И грозно грянет над войсками
Родное русское "ура!"
* * *
Русь горит! Пылают зданья,
Гибнут храмы и дворцы,
Книги, мебель, изваянья,
Утварь, живопись, ларцы.
Гибнет долгих лет нажиток,
Плод тяжелого труда,
Недостаток и избыток,
Накоплявшийся года.
Злобный гений торжествует
Праздник крови и огня;
Он, смеясь, на пламя дует,
Волны красные гоня.
И клубясь и извиваясь,
Пляшут пляску языки,
К небу с свистом поднимаясь,
Гневны, грозны и дики.
Русь горит!.. И безвозвратно
Гибнут перлы красоты.
Так сбываются превратно
Вольнодумные мечты.
Ну, что, дорогие читатели, убедились? Это мужественные и сильные духом стихи. Совсем не такие как «Пошли нам, Господи, терпенья… »
В этом стихотворении явственно чувствуется женский менталитет. Великая Княжна Ольга Николаевна показывает себя в нём как истинная христианка, которая стремится к подвигу и смирению во имя Бога. Стихотворение было написано автором совсем не задолго до мученической смерти в Екатеринбурге в доме Ипатьева в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.
Её Императорское Высотчество ищет сил «сносить народное гоненье и пытки наших палачей». Она гениально предвидит все чудовищные коллизия, которые выпадут на её долю и на долю её родных и близких. Большевики уничтожили в те дни 18 членов дома Романовых. Вот, где истинный геноцид! Автор призывает себя «терпеть позор и оскорбленья», физические и нравственные страдания. И даже, когда лирическая героиня стихотворения поймёт, что могила её близка, она хочет кротко молиться за врагов. Это чисто женский взгляд на вещи. Мужчина, тем более боевой офицер, скорее предпочёл бы умереть с гранатой в руке, подорвав себя вместе с кровавыми палачами России и её народа, чем «молиться кротко за врагов... ».
Пусть данная статья послужит к увековечиванию памяти прекрасной русской поэтессы, Великой Княжны Ольги Николаевны Романовой и членов её семейства. Проживи она до старости, автор могла бы развиться в ещё более талантливую писательницу, которая, возможно, встала бы в один ряд со своими прославленными современницами: с Мариной Цветаевой, Анной Ахматовой, Зинаидой Гиппиус, Миррой Лохвицкой и другими.
Павел Иванов-Остославский.
* * *
Пошли нам, Господи, терпенья
В годину буйных, мрачных дней
Сносить народные гоненья
И пытки наших палачей.
Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейства ближнего прощать
И крест, тяжелый и кровавый,
С Твоею кротостью встречать.
А в дни мятежного волненья,
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и оскорбленья,
Христос Спаситель, помоги.
Владыка мира, Бог вселенной,
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной
В невыносимый страшный час.
А у преддверия могилы
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов.
|