Ка-52 это ударный вертолёт, пришедший на смену легендарным Ми-24 и Ка-50. Это во многом уникальная машина, учитывая, что всего несколько стран в мире, включая Россию, могут серийно производить штурмовые вертолёты. Сегодня Ка-52 стал ещё лучше и технологичнее своей ранней версии, что уже было доказано в реальном бою.
История разработки
(фото nosoldat.net)
Ближе к 1990-му году возможности Ми-24 перестали полностью удовлетворять военных. Военные конфликты постсоветского периода заставили конструкторов пересмотреть представления о сфере и тактике применения вертолётов в специальных операциях. Так появились на свет Ми-28 и Ка-50 “Чёрная акула” как ответ на американский “Апач”, а за ними и Ка-52 “Аллигатор”.
Изначально “Аллигатор” задумывался как летающий аналог командно-штабной машины танковых войск, центр управления звеном Ка-50. Однако впоследствии этот вертолёт обрёл самостоятельность, а во время операций в Южной Осетии и Сирии, несмотря на чисто эпизодическое применение, смог оправдать ожидания конструкторов и военных.
Ка-52 по сравнению с Ка-50 можно назвать “работой над ошибками”. Прежде всего это касается одноместной кабины. Информационная загруженность лётчика-оператора “Чёрной акулы” не давала полностью раскрыть потенциал боевой машины, а также была связана с высоким риском потери вертолёта в бою. Как оказалось значительно позже, лишняя пара глаз в кабине в роли оператора вооружений никогда не помешает.
Технические характеристики Ка-52
(Ка-52М, фото “Российская газета”)
Около 80% деталей и агрегатов Ка-52 унифицированы с Ка-50. В основном это двигатель, элементы фюзеляжа, шасси. Во многом унифицирован и комплект вооружения. От предшественника “Аллигатор” отличается более обтекаемой формой фюзеляжа, что также делает вертолёт менее заметным для вражеских радаров.
Пилот и штурман-оператор размещаются в двухместной кабине. Главное в Ка-52 это авионика и электроника, выполненные на очень высоком уровне качества. В основу оснащения “Аллигатора” входит прицельно-пилотажно-навигационный комплекс «Аргумент-2000», состоящий из следующего оборудования:
вычислительной машины;
пилотажно-навигационной системы;
системы круглосуточного обзора и наблюдения за обстановкой;
прицельного комплекса круглосуточной работы, сопряжённого с бортовым радаром типа “Арбалет”.
С 2020-го года на вооружении России также находится модернизированный вертолёт Ка-52М, который отличается от предшественника следующими особенностями:
наличием многоцелевой ракеты “воздух-поверхность” типа “изделие-305” (ЛМУР);
Комплекс вооружения “Аллигатора” заслуживает отдельного рассмотрения. Прежде всего его несомненным плюсом является автопушка 2А42, которая устанавливается практически на свсю российскую лёгкую бронетехнику. Это означает полное отсутствие критической нехватки боеприпасов. Стандартный боекомплект составляет 500 снарядов, но его можно расширить за счёт подвесных контейнеров.
“Аллигатор” имеет 6 пилонов, на которых можно разместить около двух тонн вооружений. В том числе это противотанковые ракеты “Вихрь” и “Штурм-ВУ” с лазерным наведением, сверхзвуковые ракеты “Атака” (в том числе с термобарической боевой частью), ракетный комплекс “Гермес-А” а также неуправляемые реактивные снаряды.
Настоящее боевое применение уже показало ценность Ка-52 и Ка-52М. В условиях господства в воздухе это превосходный боевой вертолёт, находящийся на пределе возможностей этого вида техники. А касательно живучести и возможности работать вне досягаемости ПВО противника это и вовсе непревзойдённая боевая машина. “Аллигаторы” выполняют боевое патрулирование, охрану транспортных колонн снабжения войск и оказывают непосредственную огневую поддержку российским сухопутным войскам в ходе спецоперации на Донбассе.