Наука побеждать. Суворов Александр Васильевич. Скачать бесплатно.
Аннотация
Кто-то определил талант полководца как способность принимать безошибочные
решения в условиях острого дефицита времени и достоверной информации. Возможно, по
скрупулезным меркам военного искусства величайший русский полководец Александр
Васильевич Суворов (1730–1800) не был гением – как Александр Македонский, Цезарь или
Наполеон.
Он был больше, чем гений! Второго Суворова у России не будет никогда. Слуга царю,
отец солдатам, не проигравший ни одной битвы военачальник, защитник Отечества,
сказавший: «Тщетно двинется на Россию вся Европа: она найдет там Фермопилы, Леонида и
свой гроб». Патриот, считавший Россию уникальной страной: «Природа произвела Россию
только одну. Она соперниц не имеет», и безмерно страдавший от несправедливого
устройства русской жизни: «Я бывал при дворе, но не придворным, а Эзопом, Лафонтеном:
шутками и звериным языком говорил правду…»
Суворов являл собою тип русского человека в лучшем, ярчайшем, оригинальнейшем
своем воплощении. Он завоевал такую всеобщую любовь современников, какой не
пользовался, по крайней мере при жизни, даже Пушкин. Солдаты, офицеры и генералы
готовы были умереть, но выполнить его приказ, – и потому побеждали любого противника.
Не будь его побед на Рымнике и под Измаилом, в Крыму, Польше, Италии и
Швейцарии, – кто знает, какой была бы последующая история России? Но Суворов не только
одержал эти победы – он вырастил, воспитал, выучил, дал развернуться и проявить себя
множеству замечательных военачальников: от Багратиона до Кутузова, которые потом
отстояли Россию в 1812 году.
И он навеки остался в благодарной памяти народа в строгих военных учебниках как
непревзойденный образец патриотизма и воинского искусства. Равняться на него, учиться у
него и любить его мы продолжаем и сегодня.
«Наука побеждать» – книга, в которой величайший русский полководец предстает не
только гениальным военачальником, но и великой личностью. Издание также включает
уникальные мемуарные свидетельства современников и очевидцев, чтобы из приказов и
рапортов, переписки и мемуаров, походных дневников и теоретических кабинетных штудий
перед читателем сложилась гигантская мозаика русской военной истории последней трети
XVIII века.
Электронная публикация материалов жизни и деятельности А. В. Суворова включает
полный текст бумажной книги и избранную часть иллюстративного документального
материала. А для истинных ценителей подарочных изданий мы предлагаем классическую
книгу. Как и все издания серии «Великие полководцы» книга снабжена подробными
историческими и биографическими комментариями; текст сопровождают сотни
иллюстраций из российских и зарубежных периодических изданий описываемого времени, с
многими из которых современный читатель познакомится впервые. Прекрасная печать,
оригинальное оформление, лучшая офсетная бумага – все это делает книги подарочной
серии «Великие полководцы» лучшим подарком мужчине на все случаи жизни.
3
4
5
Вступительная статья1
I
Что Мя зовете: Господи, Господи, и не творите яже глаголю? Лк. 6, 46
Суворов не имел предшественников; да и последователя, не только ему равного, но
хоть подобного, вероятно, не скоро дождется. В волевых величиях преемственности нет. Те,
которые считают Суворова продуктом его времени, конечно, ошибаются и просто по рутине
повторяют избитую историческую затычку, что «великие люди являются не создателями, а
выразителями новых форм и общих стремлений». Может быть это прогрессивно и
интересно, но не всегда верно: бывает и так, бывает и совсем наоборот; в применении к
Суворову это как раз наоборот и представляет не более как повторение логической ошибки,
давно замеченной и выраженной формулой: post hoc ergo propter hoc 2.
Родился он, правда, в 1730 году, т. е. после предшествовавших лет (post hoc); но
родился в период упадка военного дела в России, что бы ни говорили исследователи,
расположенные на все свое смотреть сквозь розовые очки; родился притом от отца, бывшего
военным только по названию: откуда же, спрашивается, могла явиться та мнимая
преемственность, которую иные исследователи тщатся установить с усердием, достойным
более соответственного применения? С точки зрения вечности, бесспорно, конечно, что «в
жизни общественной и военной деятельность отдельного человека почти ничтожна» и что
«как бы ни был велик гений, он не в состоянии переменить общее движение в ту или другую
сторону, если в обществе нет стремлений к тому»; но дело в том, что эти самые положения
именно и показывают, что Суворов есть явление исключительное, спорадическое.
Во-первых, он ни на волос не переменил общего движения, хотя и совершил массу
великих дел.
Во-вторых, кто же не знает, что предшественников он не имел, школы не оставил и на
целых шестьдесят лет по смерти был вполне основательно забыт? А его система воспитания
и образования войск была бы и совершенно утрачена, не оставь он в наследие грядущим
поколениям свою бессмертную «Науку побеждать» и приказы, отданные австрийцам в 1799
году. Может быть возразят, что его вспоминали в годину катастроф 1805 и 1807 годов? Не
только вспоминали, а еще раньше даже памятник ему в греческом вкусе поставили.
Но вспоминать имя такого человека, а не следовать его системе, не вдохновляться его
делами, именно и значит забыть. Даже не только забыли, а как бы в насмешку над великой
тенью так втерли солдату ненавистное Суворову «не могу знать», что оно слышалось, да и
слышится, чуть не на каждом шагу. Для него чем солдат был живее, восприимчивее, тем
лучше; после него первая забота была вытравить «сей вредный дух» и обезличить,
омашинить солдата. На скамейке усидеть легче и спокойнее, чем на горячем боевом коне.
Правда и то, что на скамейке далеко не уедешь.
Даже современники его ничем от него не позаимствовались, хотя победа, не
изменявшая ему во всю жизнь, могла бы, по-видимому, навести на мысль, что
позаимствоваться как будто есть чем; а о потомках и говорить нечего. Сих последних
1 Эта статья была написана генералом и военным теоретиком Михаилом Ивановичем Драгомировым
(1830–1905) в качестве вступления к однотомному изданию книги А. Ф. Петрушевского «Генералиссимус князь
Суворов», «чтобы лишний раз мысленно остановиться на неказистом по внешности, но бессмертном по своим
духовным определениям и по делам “солдате-фельдмаршале”».
2 Эта латинская пословица, означающая «после этого, следовательно вследствие этого», считается
классической формулой неправильного умозаключения, в котором последовательность событий по времени
принимается за их причинную связь.
6
потянуло именно в сторону «общего движения», т. е. за прусским королем, невзирая на то,
что прусского короля били, а Суворова не били, как жаловался последний в одну из горьких
минут своей жизни. Изо всего этого явствует, что если post hoc было, то propter hoc вовсе не
было, и А. Ф. Петрушевский совершенно прав, утверждая, что в «стае екатерининских
орлов» Суворов есть явление исключительное по размерам военного дарования, по
оригинальности военного искусства, по самобытности своей военной теории и поэтому не
может быть назван ни естественным продуктом своего века, ни логическим шагом
предшествовавшей русской военной истории.
Природа не справляется с настроениями эпох и выбрасывает в жизнь людей по
непостижимым, ей одной ведомым законам. Иные нарождающиеся опережают людской
табун, и тогда они остаются одинокими, не взирая на поразительные фактические
доказательства того, что правда натуры вещей на их стороне и что за ними идти было бы
недурно; и выходит по евангельскому слову – «возопиют камни, и не имут веры»; таков был
Суворов. Иные отстают, т. е. опаздывают родиться; эти всегда усиливаются повернуть на
старое. Наконец, большинство попадает как раз в табун, и только эти последние
действительно являются продуктом своей эпохи и попадают в выразители «новых (!) форм и
общих стремлений». Новых по пословице: «Тех же щей, да пожиже (иногда погуще) влей».
А щи-то в настоящем случае заварил император Петр III, а доварил император Павел I.
7
|